Мия:
Мы хотим рассказать школьникам и студентам о том, какой может быть карьера в химии, развенчать некоторые мифы. Расскажите кратко, каков был ваш путь? Опишите пять ваших ключевых шагов/этапов на профессиональном пути.
Павел:
  1. Интерес к точным наукам в школьные годы, к химии в особенности. На этом этапе, как и на всех последующих, огромную роль в моем становлении сыграли учителя и наставники.
  2. Четкое понимание и необъяснимая уверенность в том, что получится поступить в конкретный университет. Для меня и сейчас загадка — откуда взялась эта уверенность?! Но с 9-го класса я точно знал, в какой университет и на какое направление хочу поступить. Так бывает далеко не всегда, но четкий выбор приоритета очень помог сфокусироваться на дальнейшем пути.
  3. Лабораторные работы по органическому синтезу в стенах родного РХТУ им. Д. И. Менделеева с последующей рекомендацией профессора поработать в Институте элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова РАН в лаборатории синтеза биологически активных соединений. Возможность, от которой нельзя было отказаться и которая позволила получить уникальный опыт.
  4. Поступление в аспирантуру, подготовка кандидатской диссертации и защита. Сложное и насыщенное время. Участие в международных конференциях и в качестве участника, и в качестве организатора.
  5. На данный момент я — старший научный сотрудник и доцент кафедры химического и фармацевтического инжиниринга. Важная часть моей деятельности — это работа со студентами. Это и преподавание профильных дисциплин, и руководство их научно-исследовательскими работами в рамках крупных проектов. Теперь уже я являюсь наставником для многих ребят.
Мия:
Правда, что химия — магическая профессия, а химики занимаются в основном опытами и экспериментами?
Павел:
Конечно, «магия» в нашей профессии присутствует. Моменты, когда ты в ходе экспериментальной работы получаешь новые соединения, задаешь структуру материалов на наноуровне, формируешь принципиально новые композиты, запоминаются надолго. Для меня особенная радость, когда с горящими глазами ко мне подходят студенты и рассказывают о своих результатах.

Моя специальность — химик-технолог. Поэтому я занимаюсь не только лабораторными исследованиями, но и переносом технологий на промышленный уровень. За кадром остается большой объем работы с научной литературой, подготовка лекций и новых курсов. Эта часть тоже имеет свою изюминку, ведь без нее никто не узнает о результатах твоей «магической профессии».
Мия:
Какие у вас сейчас цели и задачи в работе?
Павел:
На данный момент я являюсь руководителем гранта РНФ. Мы разрабатываем сразу две технологии: 3D-печать изделий медицинского назначения чернилами на основе биополимеров и «мягкая» технология стерилизации напечатанных изделий.

Первая технология включает разработку состава чернил на основе природных соединений. Чернила будут использоваться для получения мягких изделий заданной геометрии, перспективных для роста клеток, а в будущем — для получения имплантатов тканей и органов. Изделия медицинского назначения должны быть стерильны, а существующие методы стерилизации крайне агрессивны для материалов на основе биополимеров. Так мы решили разработать более «мягкую» технологию стерилизации.

Еще есть такие направления научной работы, как аддитивные технологии для персонифицированной медицины, использование сверхкритических технологий, которые хочется довести до конечного потребителя. Здесь много работы: это и создание стартапа под руководством аспирантов, и поиск дополнительных инвестиций, и подбор междисциплинарного коллектива.
Мия:
Каких знаний, навыков вам не хватало в начале профессионального пути? Если бы вы повернули время вспять, чему уделили бы больше внимания в своем обучении?
Павел:
Принципиально не нравится «если бы». Считаю, что решения, принятые в конкретный момент времени, являются правильными, а рассуждать о том, что могло быть «если бы» — это нерационально. Рефлексия необходима, но в разумных пределах.

В начале профессионального пути не хватало понимания дальнейших перспектив в карьере. Сложно было планировать. Сейчас такое разнообразие различных конкурсов/хакатонов/выставок/конференций, поэтому я уверен, что участие может помочь сформировать направление развития.

Сейчас мне очень нравится изучать искусственный интеллект и его использование в химии. У этого направления большое будущее. Работа с ИИ была перспективна еще в студенческие годы.
Мия:
Говорят, исследования так поглощают ученых, что времени на личную жизнь практически не остается. Так ли это? Страдает ли ваш тайм-менеджмент?
Павел:
Конечно, тайм-менеджмент страдает, но с этим смиряешься. Профессия ученого творческая. Сложно добиться результата без полноценной отдачи и высокого уровня погружения. Желание везде успеть и максимализм берут свое. У каждого из нас ежедневно ровно 24 часа, только мы должны решать, как ими распорядиться.

Я стараюсь поддерживать гармонию и баланс между работой и личной жизнью. Важнейшую роль здесь играют моя жена и мой сын, всегда готовые поддержать. Общение с ними позволяет восполнить запас эмоциональных сил и энергии.
Мия:
Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок стал химиком? Почему?
Павел:
Я поддержу своего сына, если он выберет направление химии, но в тоже время он может выбрать принципиально другой путь, и я все равно его поддержу.
Я хочу показать ему все многообразие мира, чтобы он выбрал именно то, что ему будет нравиться и приносить удовольствие. Именно так поступили мои родители. Мне кажется, у них это успешно получилось.